Дослідження зрілості ІТ в Україні

  • Низкая зависимость бизнеса от ИТ кроме нескольких отраслей
  • Низкое проникновение Интернет
  • Историческое восприятие ИТ как
    • оффшорное программирование
    • продажа программного и аппаратного обеспечения
  • "Выпадение" вопросов ИТ-управления
  • Улучшение ситуации в фере ИТ-управления наблюдается в компаниях, столкнувшихся с проблемами управления крупными ИТ-подразделениями и проектами

Вопросы эффективного ИТ-управления не находится на повестке дня украинского сообщества и правительства.

  • Ранжирование отраслей по уровню зрелости ИТ
    • Телеком сектор
    • Банки (западные / украинские)
    • Индустриальные холдинги
    • Страховые компании
    • Retail
    • Small and medium business - исключительно низкий уровень зрелости
  • Были предприняты попытки централизации ИТ в банках и индустриальных холдингах
  • Западные акционеры обеспечили привнесение международных практик ИТ-управления, в первую очередь в банковском секторе
  • Во многих компаниях были инициированы проекты внедрения западных бизнес-систем. Опыт крупных проектов (в т.ч. неуспешных), помог улучшить взаимодействие бизнеса и ИТ
  • Уровень зрелости ИТ-управления существенно ниже чем на западе Наиболее высокий уровень зрелости ИТ-управления – среди банковского и телеком-секторов.

В целом зрелость – чрезвычайно низкая.

  • Непонимание со стороны бизнеса уровня поддержки ИТ, на который бизнес может рассчитывать
  • Бизнес недоволен деятельностью ИТ – восприятие ИТ как
    • обслуживающей функции обеспечивающей базовый сервис – почту, печать, электричество
    • в ИТ-зависимых компаниях - как чрезвычайно неповоротливой бюрократической организации
  • Со стороны ИТ - низкий уровень понимания приоритетов и задач бизнеса
  • Неспособность ИТ определить ожидаемый уровень качества и сервиса. Бизнесу не нужен идеальный уровень качества (пример - нужен ли компании сверхвысокий уровень надежности, если стоимость его обеспечения составляет 3 млн. дол.?)
  • Говорим на разном языке. Несовершенный механизмы взаимодействия, в т.ч. в области управления архитектурой, определения целей и оценки деятельности ИТ
  • Непонимание своей роли со стороны ИТ

Бизнес существенно недополучает от ИТ из-за отсутствия взаимопонимания и механизмов взаимодействия бизнеса и ИТ, несовершенной организации работы ИТ.

  • Высокий уровень технической подготовки выпускников
  • Недостаток знаний рынка современных ИТ- и бизнес-решений (кроме отдельных областей)
  • Недостаток менеджерской подготовки, управленческих и лидерских навыков, прикладных знаний в области проектного управления
  • Отсутствие знаний в области организации и управления ИТ у выпускников технических вузов
  • Стремление роста доминирует над стремлением профессионального развития
  • Профессия ИТ-специалиста не воспринимается как престижная
  • Академический, нежели прикладной характер образования в сфере ИТ

Фокус на техническую подготовку, при отсутствии достаточных управленческих и лидерских навыков и знаний в области организации и управления ИТ у выпускников технических вузов. К сожалению, профессия ИТ-специалиста не воспринимается как престижная.

  • Мощный рынок аутсорсинга по разработке ПО «на запад»
  • До недавнего времени – низкий уровень использования услуг ИТ-аутсонсинга в Украине
  • В момент кризиса – резкое увеличение объемов аутсорсинга
  • Сейчас – фокус на аутсорсинг неключевых областей ИТ во многих компаниях, в основном связанный с сокращением ИТ в регионах и централизацией ИТ-функций
  • В основном аутсорингу подлежат лишь базовые функции – поддержка ПК и оргтехники
  • Средний уровень аутсорсинга разработки ПО cреди украинских компаний – большинство по-прежнему предпочитает проводить разработку in-house
  • Низкий уровень, либо отсутствие аутсорсинга в таких областях как управление безопасностью, сервис деск, бизнес-приложения (SaaS) либо ИТ-зависимые бизнес-функции
  • Низкая зрелость управления процессами аутсорсинга - практики использования SLA, сертификаций и специализированных аудитов компаний-поставщиков услуг (SAS-70, ISAE, ISO, и др.)

Высокие объемы экспорта ИТ услуг. При этом недостаточный уровень и зрелость использования возможностей аутсорсинга компаниями в Украине.

  • ISO 27001 принят НБУ
  • Регулятор стремиться контролировать систему оценки
  • Отсутствие институтов подготовки и рынка независимых компаний, проводящих сертификацию
  • Остальные отрасли
  • Низкий уровень использования международных стандартов ИТ
  • Закон о защите персональных данных – какими будут последствия?

Стандартизация ИТ-управления находится на минимальном уровне. Государство и частный сектор недостаточно пользуются выгодами международных стандартов и международной профессиональной сертификации в ИТ-сфере.

  • Недоступна статистика по Украине (пока)
  • Предварительные оценки – пропорционально доходам копаний коммерческого сектора в 5-10 раз меньше по сравнению с компаниями Западной Европы и США
  • ИТ украинских компаний
    • Низкая эффективность из-за отсутствия необходимых ресурсов, «критической массы», необходимых функций и органов
    • Низкая численность ИТ снижает контролируемость
    • Финансирование безопасности - по остаточному принципу
    • Тем не менее, существуют примеры когда ИТ работает исключительно эффективно, достигая высоких результатов при минимальных ресурсах
  • Отсутствие практики аллокации ИТ-расходов на бизнес
  • «Мега-бюджеты» на крупные проекты внедрения зачастую не приводят к ожидаемым выгодам
  • Восприятие: ИТ – кост-цент, нежели конкурентное преимущество

Управления выгодами и затратами ИТ не является эффективным и понятным для бизнеса. ИТ-бюджеты - на порядок ниже чем за рубежом.

  • Наибольшая зрелость – банки и телекомы
  • Узкое понимание руководством задач ИТ-безопасности (пример - охрана, мониторинг действий пользователей)
  • Зачастую служба безопасности обслуживает интересы отдельных представителей руководства, нежели защищает информационные активы компании
  • Управление безопасностью не основывается на управлении рисками - в результате мероприятия и ресурсы направленные на защиту тех или иных информационных активов не сопоставляются с ценностью этих активов, угрозами / рисками
  • Отсутствует единое понимание принципов подчиненности и организации функции ИТ-безопасности
  • Разделение ответственности и полномочий между такими функциями как ИТ, общая безопасность, ИТ-безопасность, риск менеджмент и аудит не урегулированы
  • Отсутствие полноценной стратегии развития функции безопасности и адекватного финансирования
  • Различный уровень квалификации (перекос в сторону либо организационной либо на технической безопасности)
  • Отсутствие специализированной подготовки и сертификации в области управления безопасностью на национальном уровне. Количество международных сертификаций для специалистов постепенно увеличивается (напр. CISSP, CISM), однако для организаций по-прежнему остается низким (ISO-27001)
  • Отсутствие отраслевых форумов по безопасности (напр. в рознице, телекомовском секторах)

Несистемный подход к обеспечению безопасности в большинстве компаний.

  • "Аудит ИТ" трактуется по разному
  • Характерен исключительно для западных организаций, либо крупных ИТ-зависимых компаний
  • Проверки «большой четверки» в рамках финансового аудита – в первую очередь направлены на вопросы надежности составления финансовой отчетности, и не представляют собой аудит ИТ
  • Государственные организации не понимают преимуществ аудита ИТ
  • Низкий уровень зрелости служб внутреннего аудита, а также квалификации и сертификации сотрудников
  • Неприятие аудита со стороны ИТ, безопасности
  • Не отрегулирован вопрос - что делать с результатами аудита

Отсутствие практики применения/низкая зрелость аудита ИТ.

Данный раздел находится в процессе разработки.

В этом разделе предлагается указать факты характеризующие Украину с точки зрения различных аспектов информатизации, например:

  • степень проникновения интернета
  • количество персональных компьютеров
  • проникновение мобильной связи
  • наличие элементов электронного правительства и т.п., возможно, в сравнении со странами Европейского союза, США

 

Big-Data-Analytics-cover whp eng 0114

SaaS-cover-160

Cloud-Governance-cover-L